Шахматная федерация Ульяновской области

Создана 29 июля 1943 года

О проекте История Шахматные федерации Управление Наши планы Рейтинг-лист ОШФ Конкурс  Партии наших шахматистов Наши друзья  ГОСТЕВАЯ    Последние новости   Новости 2012 Программа  Главная страница  - ЗЕРКАЛО сайта   Шахматы в Димитровграде Дела РШФ и шахматного Поволжья    ПАРДУБИЦЕ  ПФО среди студентов - 2012 Дела судейские Шахматные клубы и секции  Архив новостей и пр.Чемпионат РССС 2012 ПОЛОЖЕНИЯ

11-му Съезду_обсудим Программу РШФ
28.04.12

То, о чем мы говорили в далеком теперь уже 2003 году, свершилось - Российская шахматная федерация разработала и рассмотрела на Наблюдательном совете Программу развития шахмат в Российской федерации на 2011-2018 годы. Сам факт разработки этого документа уже заслуживает высшего балла - наконец-то наш интеллектуальный вид спорта получил целенаправленную путевую карту развития! На которую должны ориентироваться и другие виды спорта - ведь шахматисты по определению должны стать лидерами в таких новациях. Наконец-то определены и приоритеты движения шахмат вперед и указаны ответственные.    Но судя по тому, что "Программа" лишь одобрена Наблюдательным советом РШФ и будет рассматриваться и на 11-м Съезде РШФ (вопрос включен в Повестку дня), добавления, замечания и даже критические замечания, на наш взгляд, еще могут учитываться и приниматься. Поэтому проанализируем содержательную часть "Программы".

 Имея некоторый опыт разработки подобных документов (в частности при нашем непосредственном участии было разработано последовательно ЧЕТЫРЕ  Программы развития шахмат в Ульяновской области также и в других сферах нашей жизнедеятельности) считаю своим долгом отметить следующее.

1) Судя по визе на титульной странице (а также по содержанию последующих страниц) "Программа" разработана Российской шахматной федерацией (далее просто РШФ) и предназначена к исполнению конкретно РШФ и региональными федерациями.  Наш опыт разработки и реализации "Программ" показывает, что без поддержки государственных органов власти выполнить что-то существенное практически невозможно. Наши региональные "Программы" обязательно согласовывались (хотя бы в устной форме в виде переговоров) с руководством региональных органов управления спортом и образования. Это позволяет использовать рычаги государственных органов и их финансовые ресурсы (безо всяких искусственных способов получения!) для решения шахматных проблем.

В связи с этим в соразработчики анализируемой "Программы" нужно подключить в обязательном порядке как минимум Минспорттуризма и Министерство образования России. Просить их что-то разрабатывать не нужно (процесс может затянуться надолго!) - это пишется самым заинтересованным в развитии шахмат органом (РШФ!) и в готовом виде предлагается согласовать. После некоторых раздумий они обязательно поставят свои подписи (их ведь тоже его величество долг заставляет продвигать шахматы!) и возьмут на себя выполнение определенных обязательств! И тогда пункт "Программы" 2.4.2 (4-й абзац - "усиление деятельности РШФ в получении средств из федерального и региональных бюджетов, а также из внебюджетных источников") потеряет решающий смысл.

Соответственно, необходимо включить и в другие разделы "Программы" в качестве соисполнителей упомянутые государственные органы. Хотя в "Приложении" они задействованы. НО! Исполнят ли Минобразования и другие органы и учреждения задумки, предложенные РШФ в "Программе"? Всё это для них будет, мягко говоря, НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.  Или еще пример - в разделе 3.4 в мерах для решения сформулированных проблем отмечается необходимость содействия внедрения шахмат в школах, детсадах, ВУЗах... А как это делать без Министерства образования? При этом в "Программе" применено слово "внедрить". Нехорошее слово - вроде бы как внедряется что-то инородное. Нужно заменить на "ввести".

2) Изучая Содержание (стр. 2) "Программы" можно обнаружить недостачу нескольких обязательных разделов:

- Объемы и источники финансирования

- Система контроля за исполнением программы

- МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Доработка "Программы" по приведенным пунктам не просто желательна - на наш взгляд, НЕОБХОДИМА!

Кроме того, сопоставив "Содержание" с изложением обнаружил несоответствие: в "Содержании" п. 5.6 выглядит как "Международное развитие шахмат, развитие взаимодействия с Международной федерацией спорта, аэробики и фитнеса, представительство в ее руководящих органах", а на стр. 19 предлагается иная редакция ("5.6 Международное развитие шахмат, развитие взаимодействия с Международной шахматной федерацией (ФИДЕ), представительство в ее руководящих органах.")  Обратил внимание исключительно потому, что подумалось при изучении "Содержания": "А причем здесь аэробика и фитнес?". Знаю, что шахматы широко культивируются в теннисе, бадминтоне, других игровых и неигровых (боксе, на пример) видах спорта, а вот связи шахмат с аэробикой или фитнес-спортом пока не наблюдал.

Последующие пункты "Программы" (Разделы 1 и 2) не вызывают сомнений и с ними можно согласиться. Отдельного разговора заслуживает раздел 3 - "Анализ состояния и перспектив развития шахмат в мире и Российской Федерации. Всё сформулировано четко и фактурно. Но нельзя однозначно согласиться с тем, что по данным ВЦИОМ "забросили [некорректное выражение для "Программы", В.П.]шахматы в основном пожилые игроки (63%), селяне и жители средних городов (59-60%)". Где проводились исследования, на какой репрезентативной выборке базируются такие выводы?  По нашим данным потери шахматистов во всех городах и весях наблюдается при переходе школьников - шахматистов в ВУЗ (или поступление на работу куда-либо), при переходе шахматиста-студента в аспирантуру или на работу по окончании ВУЗа. Возможно Ульяновская область просто не вписывается в статистику "Программы", но у нас в шахматы играют до глубокой старости все слои населения (проводим чемпионаты области для ветеранов - и популярность таких соревнований год от года только увеличивается - см., на пример, http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1111041.php ,-- проводим шахматные турниры даже для ветеранов Великой отечественной войны - http://ulchess.ulsu.ru/news2011/1105061.php ,-а им сколько сейчас лет?, проводим свои первенства области для сельских шахматистов - http://ulchess.ulsu.ru/news2012/1110311.php , проводим студенческие Универсиады - http://ulchess.ulsu.ru/news2012/1204071.php , первенства области среди студентов, преподавателей и сотрудников - http://ulchess.ulsu.ru/news2012/1204081.php , Спартакиады по шахматам среди преподавателей и сотрудников ВУЗов - http://ulchess.ulsu.ru/news2007/0702151.htm ,) -и активность сельских шахматистов, и студентов, и преподавателей и сотрудников год от года не уменьшается, а увеличивается!

Представляются завышенными цифры проводимых соревнований для мужчин (64), женщин (22), среди юношей и девушек (64 !), среди студентов (10 !!)! Все цифры, согласно комментария "Программы",  взяты из ЕКП РШФ. Непонятно, почему тогда главный студенческий турнир - первенство России среди студентов в 2012 году,- остался вне ЕКП? Отступаем?На наш взгляд приемлемо  движение только вперед и вверх!

С 2005 года ежегодно в Ульяновской области ( http://ulchess.ulsu.ru/PFO_VUZ.htm ) проводим открытые первенства Приволжского федерального округа по шахматам среди ВУЗов. Соревнование лично-командное. Причем в составе команд ВУЗов допускаются и студенты, и аспиранты, и преподаватели, и сотрудники. Не смотря на отсутствие в ЕКП -  турнир популярен (народ едет - а какое голосование нам нужно?). Опыт может быть распространен и на другие федеральные округа.

В связи с чем предлагаем дополнить "Программу" ( и ежегодные ЕКП!) в части расширения соревнований для всех шахматистов ВУЗов а также сельских шахматистов!!

3)Обращает на себя внимание излишняя , на наш взгляд, абстрактность "Программы" - документ больше напоминает КОНЦЕПЦИЮ. Хотелось бы увидеть конкретно у кого хорошо обстоит дело  с шахматами, на кого можно равняться, кому нужно подтянуться к лидерам, почему такое происходит? Ведь все мы жители одной страны - менталитет один, все говорят о равных возможностях... И необходимо посмотреть какие затраты (с указанием источников!)  заложены для реализации того или иного пункта ...

4) Нам, регионалам, очень интересен пункт 5.5  - "Региональное развитие шахмат, повышение массовости, проведение спортивных мероприятий";. Здесь предусмотрена разработка, содействие в открытии отделений шахмат, повышения статуса региональных федераций, расширения функциональных связей с органами власти и т.д. И это радует! И мы непременно воспользуемся провозглашенными новыми возможностями. А нельзя ли предусмотреть и такое взаимодействие центра (РШФ)  с региональными федерации как долевое участие в реализации тех или иных проектов? Метод уже апробирован и доведен до высокого уровня применения практически во всех сферах жизни во взаимоотношениях Правительства России с правительствами регионов - всем выгодно такое взаимодействие! Следует распространить и на шахматы.

В целом, ознакомившись с содержанием "Программы", осталось чувство удовлетворенности(не смотря на замеченные погрешности и недоработки - но это мнение частное и личное). Буду рад, если наши предложения будут учтены при последующей доработке "Программы" - всё это позволит нам продвинуться и далее в развитии нашего вида спорта.

28.04.12

Парфенов В.А., председатель Ульяновской областной шахматной федерации

 До новых встреч! И желательно по положительным мотивам.

© При использовании материалов ссылка на наш сайт и ведущего - Владимира Парфёнова - обязательна!